Новости
Подробно


«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

09.04.2024, 18:55

«Мне бы очень хотелось, чтобы занялись самой исторической частью Набережных Челнов», – поделилась с Chelny-biz.ru Гульзада Руденко, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника. Бывший начальник управления культуры автограда имеет в виду Элеваторную Гору. В свете подготовки к 400-летию хорошо было бы обратить внимание на «богом и властями забытое» место, где в 1626 году елабужские крестьяне и положили начало Челнам. Тем более, что город, в отличие от Елабуги, не может похвалиться обилием привлекательных туристических мест. Тем не менее, перспективы в этой сфере у Челнов есть, уверена Руденко. Здесь стоит всерьез взяться за развитие театрального туризма.

Как проходило собеседование с Ильшатом Гафуровым на должность почти 22 года назад, как за это время удалось увеличить турпоток в Елабугу с 19 тысяч до миллиона посетителей в год, кто кроме Барышева и Махеева поддерживает дух меценатства в старинной Елабуге, и чем могут «зацепить» гостя города Челны – в интервью Chelny-biz.ru.

ПРО МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И ФИНАНСИРОВАНИЕ

«Я ВИЖУ, КАКОЙ МУЗЕЙ СДЕЛАН С ДУШОЙ, А КАКОЙ ПРОСТО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОТРАБОТАТЬ ВЫДЕЛЕННЫЕ ДЕНЬГИ»

– Гульзада Ракиповна, вот уже более 20-ти лет вы возглавляете Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Как можете оценить этот период в своей карьере?

– 5 ноября будет ровно 22 года. Аведь я приехала всего на пару-тройку лет. По крайней мере, я так думала. Те 21 год, что я работаю здесь – это очень значимый для меня, в первую очередь и, наверное, для Елабуги тоже период. Есть три человека, которые в свое время оказались на нужных должностях и были нацелены на решение очень важной задачи – превратить этот город в один из туристических центров Татарстана. Это Ильшат Рафкатович Гафуров, в то время глава Елабужского района, Зиля Рахимьяновна Валеева, на тот момент возглавлявшая Министерство культуры Республики Татарстан, и я, приглашенная на должность директора музея-заповедника. Первый разговор с Ильшатом Рафкатовичем состоялся в октябре 2002 года. На тот момент я уже ушла из мэрии Челнов, где была начальником управления культуры. После моего ухода «в свободное плавание» мы с Леонидом Даниловичем Штейнбергом, светлая ему память, создали туристическую компанию «Леон-Тур» и очень успешно работали, но, вы знаете, мне показалось, что это так скучно на самом деле – отправлять людей в Турцию, в Египет, греться на солнышке и наслаждаться all-inclusive. Тем не менее, мы решили разработать и внедрить новый проект. Я поехала в город Воткинск, на родину Петра Ильича Чайковского. Я решила, что любой ребенок, который пошел учиться в музыкальную школу, обязательно должен побывать там, где родился этот великий композитор. Мы договорились с руководством музея Чайковского, с директорами набережночелнинских музыкальных школ и успешно начали реализацию этой идеи. Конечно, если бы я осталась в этой туристической компании, возможно, у нас были бы и другие подобные поездки. Но вскоре меня пригласил на встречу Ильшат Рафкатович и предложил возглавить Елабужский государственный музей-заповедник.

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

– Как прошло ваше собеседование?

– Мы с ним минут 40 поговорили и, видимо, поняли друг друга. Он при мне позвонил руководителю аппарата и сказал, что нашел директора, и что можно сказать спасибо всем остальным претендентам. И уже 4 ноября вот в этом кабинете меня представили небольшому на тот момент коллективу музея-заповедника. Оборачиваясь назад, понимаешь, что за этот небольшой промежуток времени сделано невероятно много. Еще в первую беседу глава района поставил передо мной задачу сделать так, чтобы в Елабугу из года в год приезжало как можно больше туристов. По итогам 2002 года их здесь побывало около 19 тысяч. В 2023 году количество туристов и посетителей музейно-выставочных объектов впервые перевалило за миллион. Это, конечно же, наш совместный труд – «триумвирата», о котором я сказала, тех, кто координировал эту деятельность. Я приходила с идеями к главе, он поддерживал или не поддерживал. Мы совместно искали деньги, реализовывали самые амбициозные проекты. Я искала финансирование на создание музейных экспозиций, он – на ремонт и реставрацию объектов культурного наследия. Объекты открывались один за другим, иногда по два–три в год. Зиля Рахимьяновна поддерживала как министр культуры и давала возможность увеличивать штат, поддерживала просьбы об увеличении финансирования на содержание и эксплуатацию наших новых подразделений. Это был очень плодотворный, продуктивный период.

– Как находили финансирование?

– Деньги с неба никогда не падали. Это только слова и слухи, что к тысячелетию Елабуги мы были завалены деньгами, и нам ничего не приходилось делать, чтобы их раздобыть. Ничего подобного. И городские власти, и мы каждый год готовили документы для участия в федеральных адресных, инвестиционных, целевых программах, мы получали поддержку со стороны Министерства культуры Российской Федерации на создание экспозиций. При этом многим ошибочно кажется, что создание экспозиции ничего не стоит. Есть определенное финансирование на ремонтные работы и почти столько же необходимо и на экспозицию: на приобретение музейных предметов, оборудования, на дизайн-проекты, научные концепции. У нас в музее-заповеднике создан свой собственный отличный творческий коллектив, который реализует полный цикл создания экспозиции. В музейной практике это, надо сказать, очень востребованные компетенции и дорогое удовольствие, и специалисты из Москвы и Питера хорошо зарабатывают на этом. Но, конечно, любая экспозиция, прежде всего, должна иметь свою душу, сердце. Я очень много ездила и езжу по разным музеям, по разным городам России и мира, и вижу, какой музей сделан с душой, а какой просто для того, чтобы отработать выделенные деньги.

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

– Последнее про елабужские музеи не скажешь. У вас есть «любимцы» среди них?

– Очень многие туристы, приезжая к нам в Елабугу, отмечают, что музеи у нас небольшие, камерные, но все очень трогательные, добрые и действительно имеют красивую душу. Из всех видов музеев я больше люблю мемориальные, посвященные конкретным личностям. У нас таких немало: Дом памяти Марины Цветаевой, Дом-музей Ивана Шишкина, Музей-усадьба Надежды Дуровой, часть Музея уездной медицины посвящена Владимиру Бехтереву, который родился в Елабужском уезде. Посещение музея у каждого человека должно вызывать чувство открытия. У нас бывает много праздных туристов, приезжающих не целенаправленно, не чтобы познакомиться, например, с жизнью и творчеством Марины Цветаевой или Ивана Шишкина. Они либо ничего не знают о жизни этих людей, либо слышали мифы, которых довольно много. Но зайдя в наши музеи, они делают для себя великие открытия. И я вспоминаю первый разговор с Ильшатом Рафкатовичем Гафуровым, он как раз говорил: «Я хочу, чтобы Марина Цветаева привлекала в Елабугу людей». И сегодня это действительно так, через долгие годы увековечивания памяти Марины Ивановны Елабуга перестала восприниматься как место, печальное для поэта, это сегодня место, где она осталась в вечности. К Марине едут в Елабугу, к Ивану Ивановичу Шишкину, к кавалерист-девице Дуровой, ученому-психоневрологу Бехтереву, писателю Романовскому, к купцам Стахеевым и многим другим. К Николаю Пинегину едут в Елабугу. Это родина ярчайшего человека, который был в числе участников экспедиции Георгия Седова, он делал зарисовки, фотографировал, снимал фильмы об этой экспедиции. Это тот человек, который был инициатором создания и первым директором Музея Арктики и Антарктики в Петербурге. Мы хотим дать возможность нашим посетителям вместе с нами открывать и это имя. Это одно из направлений возможного развития, если говорить о музейных перспективах.

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

– Может сейчас в Елабуге идет подготовка нового объекта, готовится к открытию новый музей?..

– Казалось бы, имея 17 музейно-выставочных объектов, можно уже успокоиться и двигаться, так скажем, не расширяясь. Но вот совсем скоро, в этом году, мы завершаем ремонтные и строительные работы в нашем новом (старом) здании, в котором будет создан детский музейно-образовательный центр. Этот проект поддержал наш раис, Рустам Нургалиевич Минниханов, он финансируется из бюджета Татарстана. Основной корпус Центра – это трехэтажное здание в исторической части города, 1200 квадратных метров, дом купца Емельянова. Детский музейно-образовательный центр будет насыщен мультимедийным содержанием и новейшими информационными технологиями. На первом этаже будет экспозиция для малышей, сказочное пространство. На втором этаже будет возможность проводить детские музейно-образовательные занятия. Здесь будут экспозиции, представляющие различные школьные классы: медресе, гимназический, класс советского периода, современный. И прямо в этих экспозиционных пространствах дети смогут изучать те темы, которые предлагаются по нашим абонементам. На третьем этаже мы покажем, какие у музеев есть мультимедийные возможности.

Кроме того, мы планируем перевести наш музей-театр «Трактир» в новое пространство, а там, где он располагается сегодня, на грант от «Татнефти» сделаем новую экспозицию, посвященную нефти. Это невероятно хорошая задумка компании – во всех районах, где располагаются их предприятия, создать в музеях залы, где бы рассказывали о том, как добывается нефть, о людях, об истории, связанной с нефтедобычей. А «Трактир» переезжает в очередное «старое новое» здание постройки XIX века, которое нам передали – на одной из красивейших улиц Музейного исторического квартала, Спасской, недалеко от Спасского собора. Сейчас мы активно ведем там реконструкцию. Помимо того, что «Трактир» увеличивается в два раза и сможет принимать больше гостей, мы порадуем ценителей антикварной посуды тем, что разместим в экспозиции музея-театра великолепную коллекцию самоваров, бульоток, кофейников, старинных чайников и сервизов, которую нам почти два года назад подарил Рустам Нургалиевич Минниханов.

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

ПРО МЕЦЕНАТОВ

«БАРЫШЕВ И МАХЕЕВ – НАСТОЯЩИЕ ЖИТЕЛИ ЕЛАБУГИ, КОТОРЫЕ СУМЕЛИ ВОБРАТЬ В СЕБЯ КАЧЕСТВА ЕЛАБУЖСКИХ КУПЦОВ»

– В Елабуге сегодня, как и в давние времена, силен дух меценатства? Кто и как поддерживает развитие музея-заповедника?

– Я бы не сказала, что в Елабуге сохранилось большое количество меценатов-благотворителей. Если в 19-м веке и вплоть до 1917-го года здесь проживало 10 тысяч человек населения, насчитывалось 600 представителей купеческого сословия, среди которых 12 – купцов-миллионеров, богатейших людей своего времени, входивших в первую гильдию, то сегодня я могу назвать буквально несколько человек. Среди них – Вадим Махеев и Леонид Барышев, настоящие жители Елабуги, которые сумели вобрать в себя лучшие качества елабужских купцов. Леонид и Вадим – наши партнеры практически во всех делах. Мы очень дружны и благодарны им за сотрудничество, которое дает нам возможностьосуществлять, в том числе, все наши детские проекты и целый ряд художественных. Еще одна компания-благотворитель – «МТЗ-Татарстан», которая является нашим партнером в организации Летних вечеров в Елабуге и творческой лаборатории молодых художников «BASHNYA». Руководитель «МТЗ-Татарстан» Марат Ахметов, кстати, тоже елабужанин.

А вообще у нас много друзей-благотворителей. Это, в том числе, люди, с которыми меня связывают долгие годы дружбы, они помогали мне, еще когда я работала начальником управления культуры, директором городского культурного центра в Набережных Челнах. И, конечно, это обретенные за долгие годы работы в Елабуге друзья, которые работают в особой экономической зоне «Алабуга». И это чаще всего не елабужане. Но при этом они являются руководителями, которые понимают, насколько важно вкладываться в население, в культурный пласт экосистемы, существующей в городе, где живут работники твоего предприятия. Им важно, чтобы их сотрудники имели возможность отдыхать в своем городе, гордиться им, открывать для себя его новые стороны и, конечно же, творить. Такой позиции в ОЭЗ «Алабуга» придерживаются, например, компании «Кнауф» под руководством Алексея Евдокимова, Kastamonu под руководством Али Кылыча, Rockwool, еще со времени, когда его возглавлял Рустем Латыпов. Кроме того, в Менделеевске есть предприятие «Аммоний» под руководством Дмитрия Макарова. Они просто невероятно помогают не только нам, но и другим учреждениям города.

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

– А есть среди меценатов и благотворителей челнинцы?

– Во-первых, мой муж, руководитель фирмы «Камспецэнерго». При любой срочной необходимости он рядом. Это также «Гидроэлектромонтаж» Василия Глухова. Есть и многие другие. Таких меценатов, друзей немало. Но мы не злоупотребляем, мы знаем меру. Зачастую мы и сами можем реализовать проект, но предлагаем представителям бизнеса выступить в качестве партнеров. Несколько лет, параллельно основной работе в музее-заповеднике преподавая челнинским студентам основы менеджмента и маркетинга, я говорила им, что не нужно превращать себя в просителя, нужно с достоинством приглашать стать партнерами. При этом проект должен быть востребован, иначе зачем проводить мероприятие? Зачем тратить чужие и свои деньги, время, расположение? Проекты, которые осуществляет сегодня Елабужский государственный музей-заповедник, востребованы. У нас собственные доходы в 2023 году превысили финансирование, которое предусматривает наш учредитель, Министерство культуры РТ, для выполнения государственного задания и перечисляет Министерство финансов РТ. Конечно же, мы очень благодарны руководству региона и лично раису РТ Рустаму Нургалиевичу Минниханову за поддержку наших проектов: Спасской ярмарки, Фестиваля колокольного звона, Фестиваля Березовского. Все остальное мы делаем практически за счет собственных заработанных средств, в том числе, выигранных нами грантов, и используя исключительно собственный высококвалифицированный кадровый ресурс. 

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»
  

Это и Международный Арт-симпозиум по современному этноискусству, когда сюда приезжают именитые художники со всего мира, и творческая лаборатория для молодых художников «BASHNYA», и триеннале экслибриса, и биеннале уникального рисунка. Среди детских проектов – Научно-практическая конференция для школьников Татарстана «Их имена составили славу России» и конкурс юного художника «Я рисую как Шишкин». Наконец, уже в третий раз в этом году совместно с елабужским мухтасибатом при поддержке муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина, совместно с компанией «Туган Авылым» Радика Абдрахманова будем проводить турнир по стрельбе из традиционного лука «Туган-Батыр». И, конечно, в 2024 году, в год 35-летия Елабужского государственного музея-заповедника, мы приложим все усилия и привлечем все возможные ресурсы, чтобы при поддержке Министерства культуры РТ и лично Ирады Хафизяновны Аюповой, всегда идущей навстречу в наших проектах, на высочайшем уровне провести традиционные XI Международные Цветаевские чтения, вручить XII Литературную премию имени Марины Цветаевой и отпраздновать наш юбилей. При этом мы будем не принимать подарки, а дарить их: мы уже заручились согласием нескольких известных всей России актрис, которые приедут со своими творческими программами.

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

ПРО РОЛЬ В КАМСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

«В ЧЕЛНАХ Я ВИЖУ, КАК В ВЫХОДНЫЕ РОДИТЕЛИ ВЕДУТ СВОИХ ДЕТЕЙ В ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ. ХОЧЕТСЯ КРИКНУТЬ ИМ: «ЕЗЖАЙТЕ В ЕЛАБУГУ!»

– Таким количеством музеев и известных имен, как в Елабуге, действительно, не могут похвастаться соседние города и районы.

– Елабуга – удивительный город, здесь рядом Набережные Челны, Менделеевск, Мамадыш, Мензелинск. Но такое уникальное средоточие великих людей, которые прославили Россию, именно в Елабуге. Поэтому я призываю абсолютно всех жителей нашей Камской агломерации бывать здесь. Для того, чтобы, во-первых, открывать для себя этих людей, и, во-вторых, просто отдыхать и гулять по нашим красивым уютным улицам, похожим на театральные декорации. Нет такого сохранившегося города не только в ближайшем окружении, более того, по всей России их можно пересчитать по пальцам. Здесь можно притронуться к историческим кирпичам, которых однозначно нет у нас в Челнах. В Челнах я вижу, как в выходные родители ведут своих детей в торговые центры, оставляют их там на детских площадках, отправляются по магазинам и кафе. И мне хочется крикнуть им: «Езжайте в Елабугу! Всего 20 километров. Погуляйте по историческим улочкам!». Очень хочется, чтобы Набережные Челны почувствовали близость Елабуги и беспрестанно пользовались этой возможностью. Когда я согласилась работать в Елабуге, одной из задач для себя я ставила превращение ее в культурно-рекреационную зону для жителей моих любимых Челнов.

– Вы остаетесь жить в Челнах?

– Да, и я не представляю жизни без этого своего города, где выросла как личность, как человек, где я прошла очень серьезную школу комсомольской партийной, руководящей работы. Я очень благодарна своим учителям, известным в городе людям, чьи имена на слуху: Юрий Иванович Петрушин, Раис Киямович Беляев, Лидия Викторовна Шилова, Файруза Зуфаровна Мустафина, Уел Галимович Хусаинов, Ирина Тимофеевна Козырева, Любовь Ильинична Коба и многие другие. Это наша, челнинская школа руководителей, которая дала мне возможность реализоваться. Елабужский государственный музей-заповедник тоже дал мне возможность реализовать свое видение окружающего мира, созидать. Признаюсь честно, когда-то я очень не любила ходить в других городах в музеи, особенно в краеведческие. Они все очень похожи были друг на друга: бивень мамонта, гимнастерка красноармейца – все очень банально. Но вот Всевышний привел меня в Елабугу. Это было просто потрясение для меня. С тех пор и навсегда я очень люблю маленькие музеи и создание экспозиции в классической форме, когда есть тепло, есть хронология, а не просто выставка экспонатов. В наших экспозициях вы не увидите засилья мультимедийного оборудования. Оно вкраплено очень деликатно и скрупулезно, чтобы не превращать музейные пространства в мультимедийные залы. Мы хотим сохранить исторические предметы в музейном пространстве, которое призвано наглядно и осязаемо проводить связь между прошлым, настоящим и будущим.

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

– Среди челнинцев бытует шутка: на вопрос «что посмотреть в Челнах?» гостям города отвечают «посмотрите Елабугу». Как относитесь к этому?

– Абсолютно верное утверждение. Нет культурного наследия отдельно в Елабуге, отдельно в Челнах или еще где-то. Есть культурное наследие Российской Федерации, и оно принадлежитабсолютно всем. У меня неоднократно был разговор на эту тему с Василем Гаязовичем Шайхразиевым. Я говорила о том, что в Набережных Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Нужно обратить на него внимание. Это наши профессиональные театры, это органный зал, каких нет в близлежащих пространствах. В Мензелинске и в Альметьевске естьтолько татарские театры. А органных залов нет вообще нигде, только в Казани и у нас. Не нужно ничего придумывать! В Челнах нет, к сожалению, красивых рекреационных музеев под открытым небом. Улица Центральная, которая могла бы стать хоть каким-то ярким историческим пространством – ее вы сами видите, во что превратили, она не имеет лица, а могла бы быть украшением.

ПРО ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛНОВ И ЗНАЧИМОСТЬ ЭЛЕВАТОРНОЙ ГОРЫ

«К СОЖАЛЕНИЮ, СЕГОДНЯ ЭТО БОГОМ И ВЛАСТЯМИ ЗАБЫТАЯ ТЕРРИТОРИЯ»

– У Центральной улицы, на ваш взгляд, уже нет никаких перспектив стать культурной и туристической точкой притяжения?

– Нет, никаких. Были перспективы, когда Юрий Иванович Петрушин был мэром города. Он приглашал из Санкт-Петербурга семью архитекторов-художников, которые обрисовывали новую концепцию развития этой территории: выкупить эти исторические дома, привести их в нормальное состояние, отремонтировать, сделать в них где-то кафе, где-то чайные, где-то мастерские. Я ее видела, я дружила с этой семьей. Посыл был очень правильный. Но все это кануло в Лету со сменой власти. Хотя сегодня в целом изменилось отношение к внешнему виду города. Заметен акцент на благоустройство, на чистоту, клумбы, газоны. Новый мэр, по моему впечатлению, движется именно в этом направлении. Это тоже классно. Это более современный путь, если уже нет не то чтобы желания, а фактически – возможности оглядываться на уже нивелированную историю. Поэтому, конечно, если гости города хотят посмотреть историю нашего общего пространства (а Челны и Елабуга – это единая агломерация), добро пожаловать на елабужскую землю. Кстати, хочу обратить внимание на тот факт, что в 1626 году именно елабужские крестьяне высадились на этом берегу Камы. Теперь эта территория, где я, к слову, живу, называется Элеваторная Гора.

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

– Получается, Элеваторная Гора – по сути, самое историческое место в Челнах. Правда, как будто отрезанное от остального города. Как там сегодня?

– К сожалению, сегодня это богом и властями забытая территория. Я вспоминаю, как мы с Ильшатом Рафкатовичем наводили порядок в исторической части Елабуги: общались с жителями, категорически требовали наведения порядка на придомовых территориях, занимались обустройством этих пространств. В Челнах я неоднократно обращалась к властям и с письмами, и с просьбами. Элементарно нет дорог в центре города (а Элеваторная Гора – это центр). Долгое время не было возможности подключиться к интернету. Нет канализации. Водопровод просто на ладан дышит, до сих пор колонки там работают. С трудом ходят автобусы. Таксисты туда отказываются ехать. Собак очень много, и очень страшно, на самом деле, вечером тут оказаться одной. О тротуарах я вообще молчу, лишь бы были дороги! Если я захочу пешком дойти в Новый город или на ЗЯБ, это будет большой проблемой. Поэтому о каком туризме может идти речь? Ко мне на Элеваторную Гору приезжают мои достаточно именитые коллеги, друзья, и они, конечно, удивляются увиденному. Они слышат, что Набережные Челны – суперсовременный, очень красивый город, но видят, что историческое место, откуда он начался, содержат вот в таком состоянии. Я очень надеюсь, что все-таки займутся этой территорией. Скоро будет засыпан этот большой карьер, приступят к строительству нового микрорайона в районе ЗЯБ и ЗСК. Конечно, есть развитие, но мне бы очень хотелось, чтобы его было видно, чтобы занялись, действительно, самой исторической частью нашего города.

– Сейчас идут разговоры о 400-летии Челнов. Может быть, это как раз подходящее время поднять этот вопрос? И в целом было бы хорошо увековечить память первых поселенцев, ведь в городе нет никакой отсылки к ним.

– Еще года полтора–два назад я направила очередное письмо на имя Наиля Гамбаровича и начала как раз с того, что в 2026 году будет 400 лет Набережным Челнам, и в связи с этим надо бызаняться местом, откуда начался город. Конечно, я очень надеюсь, что будет какое-то движение. Я знаю, что создан оргкомитет, что уже есть идеи. Что, например, планируют построить новое здание пятой горбольницы. Пока не слышала о планах на Элеваторную Гору, но я очень жду, чтохотя бы дороги здесь построят. Это же издевательство над людьми, на самом деле! В деревнях есть хорошие дороги, а у нас сейчас как минное поле после взрывов. Многие друзья и знакомые нашей семьи, в том числе довольно высокопоставленные, удивляются: «Как ты живешь там вообще?!». А нам нравится наше домашнее пространство. Как говорят, мой дом – моя крепость. Мне внутри там уютно, а снаружи, конечно же, не очень приятно, многое хотелось бы улучшить.

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

– Вы как-то будете участвовать в организации 400-летия?

– На днях мне позвонила Юлия Капитова, директор историко-краеведческого музея Набережных Челнов, она сказала, что к 400-летию принято решение сделать реэкспозицию и очень просила, чтобы мы приняли в этом участие. Но мы должны в этом году завершить работу в наших пространствах, о которых я говорила. Плюс мы участвуем в создании новой экспозиции в Менделеевском краеведческом музее. Посмотрим, как дальше будут развиваться события. Но, конечно же, во-первых, необходимо обновление нашего главного набережночелнинского музея. И второе – я убеждена, что необходимо привести в порядок территорию Элеваторной Горы. Думаю, нужен здесь какой-то знак, стела, обозначающая, что отсюда начинался в 1626 году город, здесь высадились те самые крестьяне. Это стало бы местом притяжения. Там есть замечательный клуб, где можно найти пространство и вместе с Музеем истории города создать небольшую экспозицию, рассказывающую об этом поселении. На Элеваторной Горе есть Музей хлеба, которому надо бы дать новую жизнь. Там можно сделать красивое пространство, сквер. Я, конечно, надеялась, что меня тоже пригласят в состав оргкомитета по празднованию 400-летия, но, увы, пока это не случилось. Хотя в свое время я входила в состав оргкомитета по празднованию тысячелетия Елабуги, и мы работали в тандеме с командой города очень продуктивно, к этой дате нам очень многое удалось сделать. Только музей-заповедник провел семь мероприятий, в которых принимал участие, в том числе, первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев. И здесь тоже можно много чего организовать, как минимум – сделать реконструкцию первого поселения для тех, кто хотел бы это увидеть, и выставки, и стелу… Пусть без излишеств, но эта точка должна быть обозначена. И до сих пор все это возможно.

– Какие, на ваш взгляд, у Набережных Челнов вообще есть перспективы с точки зрения туризма?

– Я уже на протяжении многих лет говорю, работайте с туристическими агентствами, с туроператорами близлежащих городов и организовывайте культурный туризм в театры Набережных Челнов, в органный зал. Может быть, кто-то захочет и музей истории города посетить. И это можно совместить с шоп-туром. Из близлежащих районов, городов в Челны приезжают за покупками. Это ведь возможно. Сели в субботу или в воскресенье в Мамадыше в автобусы, приехали, погуляли по городу, по набережным, если есть желание, пошли в торговые центры, а вечером посмотрели спектакль, послушали концерт в органном зале. Программа на целый день. Туризм – он и должен быть гибким. Можно и нужно не только в музеи ходить. У каждого города свои точки притяжения. И почему бы потом, после 400-летия, не привозить туристов на Элеваторную Гору? Там открываются очень красивые виды. Сделать там пешеходные или велосипедные дорожки. И сами жители Челнов могли бы приезжать туда и изучать историю собственного города. Нет предела совершенству. Кто хочет что-то делать – берет и делает. Это мой девиз. И в любом деле, за которое берешься, нужно стремиться добиваться результата, который нужен не начальству, а людям.

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

ПРО КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ В ЧЕЛНАХ

«Я ВСПОМИНАЮ, КАКИМИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ ФЕСТИВАЛИ ЦВЕТОВ, И ВИЖУ, КАКИМ ОН СТАЛ СЕЙЧАС… НЕ НУЖНО НИКОГДА СДАВАТЬ СВОИХ ПОЗИЦИЙ»

– Как можете оценить культурную жизнь Набережных Челнов? Насыщенность мероприятиями, их разнообразие, интерес со стороны населения.

– Очень много чего интересного было в свое время в Набережных Челнах. Были традиционные ежегодные мероприятия, но, к сожалению, многое ушло. Были кинофестивали. Наши Сабантуи были лучшими, к нам ехали на них отовсюду. А сейчас везде одинаково – одни и те же театрализации. Вы знаете, я уверена в том, что не нужно никогда никого копировать. Любое событийное мероприятие должно «сесть» как родное. Вот Спасская ярмарка в Елабуге – она была весь 19-й век, была широко известна. Я нашла информацию о ней и пошла к Ильшату Рафкатовичу Гафурову с предложением возродить. Он согласился, попробовали, и ярмарка «села», пришлась ко двору. Надо и нашим, челнинским, историкам покопаться в событиях прошлых лет. 400 лет городу! Я уверена, что были какие-то интересные события, которые было бы неплохо возродить.

– А что можете назвать из современных? «Цепляет» что-то в Челнах сегодня?

– У нас очень красиво проводится День молодежи на воде. Этого же нигде нет. Его надо позиционировать шире, не просто как городской праздник, его надо выводить за пределы этого водного пространства, добавлять элементы. Но это должна быть не банальная торговля, которой уже достаточно, а какие-то другие молодежные активности. Или наш Фестиваль цветов – исконно челнинский праздник. Это задумка Рафгата Закиевича Алтынбаева. Он проводится, но опять-таки превращается в торговлю, понимаете? А надо же его развивать по-другому. Это ведь было просто невероятное событие! Я вспоминаю, какими были первые фестивали, и вижу, каким он стал сейчас… Не нужно никогда сдавать своих позиций. Даже если меняются люди, меняются управленцы, нужно из поколения в поколение передавать главную цель, задачу, идею, которую нельзя предавать. Этот фестиваль нужно культивировать, масштабировать. Пусть он проводится не только на площади Азатлык, нужно двигаться дальше, выходить на другие площадки: и на ГЭСе на стадионе, и в парках. У Челнов, слава Богу, есть такая возможность. А какой был интересный в свое время кинофестиваль! Я знаю, что сейчас есть ежегодный фестиваль, который проводит театр «Ключ»...

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

– «Действующие лица».

– Да. Надо его подхватить, сказать спасибо руководителю Софье Юрьевне, чтобы не она ходила пороги обивала, а управление культуры само шло навстречу, было бы закоперщиком этого фестиваля. Ведь кто бы ни проводил фестиваль, люди едут в наш город. И этот фестиваль должен звучать на высочайшем уровне. Не отмахиваться необходимо, а подхватить это знамя и нести его еще выше. У нас в Челнах такие мощные театральные фестивали в свое время проводились! Приезжали по 20–30 известных трупп. Тем временем Елабуга заявляет свой фестиваль театрального искусства «Зазеркамье», пусть и среди учебных заведений в сфере культуры. Челнам ни в коем случае нельзя сдавать позиции! Давайте будем позиционировать наш город как театральный! У нас два государственных театра, один муниципальный: и русский, и татарский, и кукольный. Есть и частные. У нас должен быть самый лучший фестиваль, самый высококлассный, самый престижный как минимум в Камской агломерации. Все лежит на поверхности, под ногами, что называется, подними и неси. Но для этого нужны люди, которые это будут делать. Должно быть соответствующее отношение руководства города – настойчивое и неравнодушное. И дело здесь даже не в туризме, а в жителях. У нас 530 тысяч населения. Ими же надо заниматься! Цирк был – сегодня его нет. Молодежные центры вообще не звучат. Чем они занимаются? Едешь вечером мимо – свет не горит. Рабочая молодежь вечером должна быть в молодежных центрах. А у нас профильное управление почему-то нацелено на акции – против наркотиков, против еще чего-то. В долгосрочной перспективе акциями мало что сделаешь. Нужна системная, методичная постоянная работа, которая даст эффективные результаты.

– Говорят, культурной жизни Челнов не хватает большого концертного зала. Что думаете об этом?

– Я буквально недавно слышала от своих друзей мнение о том, что Ледовый дворец – это не то место, куда хотелось бы пойти на концерт Агутина, Лепса или еще кого-то. Когда он только открылся, я ходила на концерт Филиппа Киркорова. Правда, я сиделав первых рядах, и тогда не почувствовала холода. Сейчас говорят, что там холодно и совсем неуютно. Поэтому пусть уж лучше в ледовых дворцах дети играют в хоккей и желающие катаются на коньках. А большой концертный зал, конечно же, Челнам нужен. Сегодня не все концерты принимает наш органный зал, а во дворцах культуры маленькие площадки, на 500–600 человек. Новая площадка тысячи на две человек – это было бы неплохо. Возможно, руководство города озадачится поиском финансирования к 400-летию. Концертные залы могут быть и коммерческими, с экспозиционными площадками, с привлечением частных инвестиций.

«В Челнах есть свой культурно-туристический продукт. Это наши профессиональные театры»

– Что думаете о создании филармонии на базе бывшего здания «Мастеровых»? Это плюс для развития культурной жизни?

– Я не совсем видела необходимость в ней в Челнах, но успокоила себя тем, что филармония должна собрать абсолютно всех поющих и танцующих в городе, кому нужна крыша, сцена, гримерки и так далее, и стать главным организатором больших городских концертов и праздников. Меня, конечно, порадовало, что директором стала Нафиса Ахметшина. Она человек, тонко знающий и понимающий культуру. Очень хочется, чтобы она стала «мамой» для всех, кому нужна поддержка – и для начинающих людей искусства и культуры, и для тех, кто давно в нашей сфере. Ее главная задача – собирать под свою крышу талантливых людей, растить их. А она умеет это делать. Мне не очень приятно слышать, когда иногда говорят, что талантливым людям в Челнах негде притулиться, надеюсь и даже уверена, что теперь ситуация изменится к лучшему.

Анна Перебаскина

Комментарии
09.04.2024, 21:19

А элеваторная гора как жила в 1626, так и живёт. Только интернет появился )
10.04.2024, 10:18

Елабуга - город с большой историей и, действительно, очень многое сделано для привлечения туристов, приятно посмотреть воочию и почитать материалы на сайте музея заповедника. Респект Гульзаде Ракиповне и К. У Челнов - большой потенциал, но сделано намного меньше. Более того, утрачено многое из исторического наследия. Даже сайт Русского общества, где были выложены книги по истории края и краеведению ученого Ермакова, не может найти 500 рублей, чтобы продлить срок действия аккаунта. Куда-то делись материалы и проекты русского географического общества в Челнах, которым ранее занимался Кулиш. Челны, как только передали Мензелинский уезд в ТАССР, сразу же подвергся стиранию исторической памяти. Советские татарские чиновники сдали в макулатуру данные 2 переписей населения, высланные из архива Уфы. Та же беда с археологией, утрачены культурные слои из-за строителей. Челны до революции 1917 г. долгое время были крупным портом, по оборотам превосходившим Казань, Нижний Новгород и другие губернские столицы. А сейчас даже нет пристани - речной туризм сошел на нет. Наследием и исторической памятью надо заниматься системно, а не поостаточному принципу. Не только свозить в город гастарбайтеров на очередную стройку. Это касается и политики в сфере образования - закрыв филиалы многих ВУЗов, Челны лишились молодежи, а значит и будущего. Странно читать, что платя в вышестоящие бюджеты более 100 млрд. бюджет города всего 16 млрд. Где справедливость? Как писали ранее, мы живем под солнцем гения товарища Сталина, который как известно, был большой ученый...не то что нынешнее племя. Для тех кто не понял -это ирония.
10.04.2024, 21:36

Эльмира

Гульзада Ракиповна, огромное спасибо Вам за Ваш огромный труд! С удовольствием приезжаем всей семьей вместе с детьми в Елабугу из Набережных Челнов и на Спасскую ярмарку и в музеи! Всех своих гостей из других уголков России мы обязательно везем показать Елабугу!
11.04.2024, 08:52

Гульзада Ракиповна, так держать!
11.04.2024, 13:12

Спасибо за позитивные, созидательные мысли
12.04.2024, 03:10

Очень много дельных мыслей для развития. И много метко замеченных недостатков - взять хотя бы по поводу молодёжных центров... А вообще, в Челнах нужно развивать - по всем и по разным аспектам - техническую составляющую. Иметь такой гигант как КАМАЗ с его техническими возможностями, с его финансами и с его инжерно-технической мыслью и не пользоваться всем этим - просто преступление перед туристами. И перед молодёжью.
12.04.2024, 10:25

Пока в городе не сменится мэр со своей "командой" Культура будет разваливаться. То что создавалось годами рушится и исчезает на глазах. Работников культуры превращают в прислугу. Культура из просвещения превращается в развлечение.