Новости
Подробно


«Восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия»

01.05.2024, 08:15

«Лучше гор могут быть только горы», - гласит крылатая фраза и Артур Королев, челнинский блогер, предприниматель и один из основателей клуба путешественников AY-DA с этим полностью согласен. Взойдя на свою первую вершину, Артур понял - жизнь уже не будет прежней и без гор ему никак. Теперь он не только восходит на все новые пики, но и водит на них желающих. Chelny-biz.ru Артур Королев рассказал, почему на Эльбрусе мужчины плачут, что такое гималайский шаг и о том, как меняются жизни участников экспедиций после восхождений.

«СКОЛЬКО БЫ ТЫ НЕ ГОТОВИЛСЯ, ОЖИДАНИЯ ОТ ВЕРШИНЫ РЕДКО СОВПАДУТ С РЕАЛЬНОСТЬЮ»

- Артур, расскажите, пожалуйста, откуда вообще возникло желание впервые отправиться в горы?

- Знаете, это произошло очень спонтанно. К нам в городе приехал в отпуск мой друг из Москвы. Это был, кажется, 2013 или 2014-й год. Мы просто пытались придумать себе занятие и вдруг решили рвануть на Урал. Добрались где-то до Златоуста. У нас не было ни маршрута, ни цели, но у друга был опыт восхождения, и мы решили посмотреть на популярные сегодня хребты, например, Зюраткуль.  Меня это захватило. Зерно, так сказать, проросло. Через несколько лет друг предложил поехать куда-то в горы, чтобы покататься на сноубордах. Выбор пал на Эльбрус.

«Восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия»

- Путешествие оказалось удачным?

- Как вам сказать… Мы поднялись на высоту 3800 метров, откуда как раз планировали начать спуск на досках. И у меня случилась неприятность - я упал и получил травму руки. Думаю, это была проверка от Дедушки Эльбруса. И все же я тогда очень им впечатлился и впервые осознал, что хочу взойти на его вершину.

- Что было дальше?

- Я вернулся в Челны, начал восстанавливать руку, а в мыслях постоянно прокручивал эту идею о восхождении. В итоге 4 месяца занял процесс реабилитации, а через пять, в мае, я поднялся на Эльбрус.

«Восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия»

- Как вы к этому готовились?

-Знаете, я потом уже понял, что сколько бы ты не готовился, ожидания от вершины редко совпадут с реальностью. Мне, например, казалось, что важно наличие мышц, а в итоге понял, что выносливость (и психологическая в том числе) куда важнее. Конечно, я был в хорошей форме, и все же подъем дался непросто. Уже сейчас участникам наших экспедиций мы рекомендуем больше ходить или бегать, а не тягать железо. Но по сути практически любой человек при желании сможет взойти на Эльбрус, если очень этого захочет.

- Даже не подготовленный физически?

- Физика - это лишь 10-20% от того, что необходимо для восхождения. Многое зависит от того, насколько ты готов к этому морально. У нас в одной из групп была девочка, которая потом уже призналась, что халтурила и не выполняла наши рекомендации по поводу упражнений. Но у нее был стержень и сумасшедшее желание взойти. Мой инструктор как-то тоже делился похожей историей. У него в группе было три товарища, два парня и девушка. Парни - оба спортсмены, причем профессиональные, триатлеты. Но они не дошли, слились на одном из этапов. А девушка поднялась.

«Восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия»

- Вы сказали, что физика - это лишь 10-20%, а на что остальное?

-Все восхождение - как мозаика. Важны и физика, и подготовка, и экипировка, и погода, и, особенно, настрой - тогда картинка сложится. Погода, кстати, часто подкидывает сюрпризы. Подруга в прошлом году ездила в Иран, так они не дошли до вершины 200 метров как раз из-за снегопада.

- Ох, это очень обидно…

- Да, но знаете, ни одна гора не стоит жизни. Мало до верха дойти, нужно ведь спуститься. Обычно именно на спуске горная болезнь догоняет. У меня как раз так и случилось на Килиманджаро. Нужно восходить без каких-либо сверх-ожиданий. Горы всегда непредсказуемы. Сколько бы информации ты ни изучил, не поймешь, что такое нехватка кислорода, горная болезнь, тропа зомби, пока сам через это не пройдешь.  

«Восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия»

- А что такое тропа зомби?

- Это последние 100 метров до вершины. Они часто даются особенно тяжело, на морально-волевых и сильнейшем преодолении. Я не раз видел, как мужчины на вершине Эльбруса плачут и ничего с собой поделать не могут. Это часть внутреннего диалога, победа в борьбе и с собой, и с горой.

- Вы тоже плакали?

-Нет, хотя, честно говоря, хотелось. Но сдержался.На самом деле, я был зол на Эльбрус и на себя тоже. Я на таком преодолении шел и был безмерно рад все-таки дойти.

«ГОРЫ ПОЗВОЛЯЮТ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ ЖИЗНЬ И ВЫЯВИТЬ ИСТИННЫЕ ЦЕЛИ»

- Расскажите про ваше первое восхождение.

- Уже сейчас, когда я стал проводником, для меня эти восхождения - медитация. А тогда была борьба. Это был 2018 год. На высоте 4900 метров группа разделилась. Часть решила, что с них хватит и пошла вниз. Другие - наверх. Я остановился и понял, что ноги не идут. Началась метель, я остался один, инструктор сказал, что сейчас отведет группу наверх и вернется за мной, чтобы помочь спуститься. В итоге возвращаться в лагерь я отказался. Гид сказал: «Хорошо, у тебя есть ограниченное время, чтобы дойти до следующей точки. Если не успеем - идем обратно». И потом просто посоветовал повторять за ним все движения. Я помню, как смотрел на ботинки инструктора и шагал след в след. С абсолютно пустой головой. И в итоге дошел. Тот опыт помогает мне понять тех, кого я сопровождаю на гору сейчас. Я прожил все те же чувства.

«Восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия»

- Эта пустая голова действительно помогает?

-Безусловно. Когда ты идешь в состоянии жертвы, весь мир плохой, думаешь о том, как тебе тяжело - труднее в разы. Важно уметь отпускать мысли. Знаете, восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия: меняют работу, открывают свое дело, переезжают. Как будто горы позволяют переосмыслить жизнь и выявить истинные цели.

- А бывает, что участники восходят ради каких-то конкретных целей?

- Конечно. У всех свои. Помню, товарищ восходил ради брата, который погиб. Другой знакомый - ради ребенка, и у него к рюкзаку была прикреплена плюшевая обезьянка. Таких историй множество.

«Восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия»

- Когда вы поняли, что история с восхождениями на Эльбрусе не закончится?

- Да сразу понял. Кому-то необходимо время, кто-то говорит: «Больше никогда». У меня такого не было. Я понимал, что это не последний мой такой поход. Потом в 2019-м году была гора Килиманджаро, в 2020-м Аконкагуа, трекинг в Непале, Пик Ленина, но началась история с ковидом и все встало на паузу. Кстати, поездка в Непал совпала у меня с путешествием в Индию, где я познакомился с будущей супругой. Считаю, это случилось тоже благодаря горам. Моя сверхзадача - Эверест. Я несколько раз был там в базовом лагере, увидел, что восхождение вполне реально, просто сложнее, требует больше временных и финансовых затрат.

«ОДИН УЧАСТНИК ЭКСПЕДИЦИИ У МЕНЯ ВИДЕЛ СЫНА, КОТОРЫЙ ГОВОРИЛ ЕМУ: «ПАПА, ИДИ ДОМОЙ»

- Вы много говорите про Эльбрус, а как вам Килиманджаро?

-Знаете, сначала я думал, что еду туда за горой, а потом оказалось, что за культурой. Меня из того путешествия больше всего впечатлило сафари. Когда ты оказываешься среди диких животных, потом спускаешься в кратер вулкана и внезапно видишь там снег. Я будто в фильме «Король Лев» оказался, очень яркие воспоминания.

«Восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия»

- И все же, как вам само восхождение на Килиманджаро? Получается, было проще, чем с Эльбрусом?

-Наверное, да. Когда прошел первую гору, уже понимаешь, чего ожидать, какие ощущения будут на пути. Это уже более предсказуемый процесс. А еще меня очень впечатлил уровень сервиса. Местные гиды готовы максимально облегчить восхождение участникам экспедиций. На группу из 6 человек могут быть 24 сопровождающих, три повара, помощники, которые несут рюкзаки, разбивают лагерь, ставят палатки. Тебе дают все возможности для того, чтобы ты сосредоточился на восхождении и ни о чем больше не волновался. Хотя надо понимать, что это все так же не легкая прогулка.

- Вы сталкивались с проявлениями горной болезни?

-Да, несколько раз. Проявляется по-разному. Головная боль, замедленная реакция, галлюцинации. Один участник экспедиции у меня видел сына, который говорил ему: «Папа, иди домой». Из рассказов других гидов была девушка, которая в один момент просто села и ждала автобуса, который, как ей казалось, должен был приехать. Это все влияние нехватки кислорода.

«Восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия»

- А есть способы не допустить горной болезни?

-Ну, по сути для этого и нужна адаптация. Подъем на гору же не происходит за один раз. Сначала ты поднимаешься до определенной отметки, потом спускаешься в базовый лагерь, подышать, отдохнуть. Потом снова поднимаешься, уже выше. И снова спускаешься. На Эвересте, например, ты должен совершить подъем до 6100 метров, спуститься на равнину и в течение недели дать себе восстановиться. На пике Ленина восхождение занимает 20 дней, 10 из которых ты совершаешь эти подъемы-спуски. Но вот что интересно - организм очень адаптивен. Тот маршрут, что первый раз мы проходили за 7 часов, на второй раз составил уже 4,5.

«Восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия»

- Расскажите, а во сколько обходятся такие походы?

- Все зависит от сервиса, который предлагают гиды. Например, при восхождении на Эльбрус групповоды берут от 60 тысяч и выше. Перелет примерно 20 тысяч, еще 15 - профессиональная экипировка в аренду, можно заплатить за ратрак и часть пути преодолеть на нем.

«В ГОРЫ ВСЕГДА ОТПРАВЛЯЮТСЯ ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ»

- Артур, а как горы из хобби превратились в ваш клуб путешественников?

- В нас просто было огромное желание нести любовь к горам в массы. У нас получилась наша горная семья и состав ее только расширяется. Восходить с нами на Эльбрус прилетают из разных уголков земли - из Китая, Турции, с Камчатки и из Москвы. И знаете, интересно, что в горы всегда отправляются очень необычные люди. А в путешествиях выстраиваются крепкие связи.

- Как эти люди вас находят?

- В основном по сарафанке. Сейчас у нас есть уже и сайт, и свой мерч, но рекламу особо не делаем. Обычно это друзья друзей, они о нас слышали и хотят идти именно с нами.

«Восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия»

- Сколько раз за сезон вы поднимаетесь на вершину?

- Наши гиды с десяток раз. Я как организатор и тимлидер меньше. Беру группы на начало сезона, в начале мая, и когда нужна помощь, на большие группы. А дальше уже личные восхождения.

- И вам не надоедает?

- Нет. Каждый раз открываю что-то новое. Не тороплюсь, обычно иду с теми, кому особенно тяжело, кто немного отстает. Вспоминаю в такие моменты себя, свой первый Эльбрус. Делюсь этим опытом, подсказываю, мотивирую. Иногда достаточно мелочи, чтобы облегчить путь. Пошутить или просто предложить нести рюкзак - людям сразу становится проще и они доходят. Конечно, еще сильно влияет окружение, а у парней хорошо срабатывает нежелание ударить в грязь лицом. Например, у нас есть такая девушка, Зухра, она очень круто ходит. Когда парни идут за ней, то просто не позволяют себе быть слабее. И таких психологических крючков много. На самом деле, на результат восхождения влияет совокупность факторов: это и подготовка, и команда, и погода. Но мы делаем все, что в наших силах, чтобы ребята дошли и ощутили этот триумф, стоя на самой вершине.

«Восхождение - это своего рода тренинг. Люди после вершин совершают прорывные действия»

- А когда теперь вы на Эверест планируете подняться?

- Не загадываю. В этом году хочу закрыть 6-тысячники с оглядкой на 8-тысячник. Знаете, есть такое понятие - гималайский шаг. Когда ты не торопишься, делаешь шаг - вдох, еще шаг - выдох. И постепенно доходишь до цели. У меня так во всем. Не важно, сколько потребуется времени, результата я достигну. Интересен сам процесс, который я называю жизнь.

Екатерина Бутенко

Комментарии
01.05.2024, 09:17

Артур Тагиров

Артур здорово что ты есть в Челнах) Ходил в прошлом году с Артуром в его группе Поднялся на Эльбрус на 5642м Укрепил силу духа. Побочка - Похудел на несколько кг Эти яркие воспоминания на всю жизнь Команда "майские жуки" ТОП))
01.05.2024, 11:33

Рустам

О, да! AY-DA Трэвел лучший проводник для начинающих путешественников! И очень крутое community! До сих пор всей командой дружим! Эльбрус 2023!
01.05.2024, 14:17

Альбина

Поднявшись на Эльбрус, ты становишься другим! АЙДА - лучшая компания, больше, чем просто «подняться в гору». Словами всех чувств от замечательного путешествия не передать, надо просто пойти в Горы и прочувствовать все самому, каждой клеточкой своего организма, все очень индивидуально! Команда Зверобои-2023.
01.05.2024, 18:25

Диляра

Хожу на восхождения с моими любимыми AY-DAшниками) С Артуром всегда интересно и весело, лично мне , он очень помог на спуске с Эльбруса. Благодарна ему очень.????
01.05.2024, 19:26

Поднялись постояли пофоткались . Никто не плакал ))). С погодой повезет подниматься легко . Спускаться от усталости тяжелее было .
02.05.2024, 13:25

Артур Королев

Классный опыт)) каждому дается по-своему.
01.05.2024, 20:20

Настоящий мужчина!
02.05.2024, 08:28

Настоящие мужчины

сейчас в другом месте. А в чём героизм и храбрость лазить по горам? У водителя "скорой" в профессии больше героизма. Не хватает адреналина? Можно сходить в военкомат. Или в МЧС. А это...???? Это не героизм.
02.05.2024, 10:57

согласна с вами, почему настоящий мужчинам -тот, кто занимается адреналиновыми хобби. Что героического делает человек когда лезет на гору. Да - это сложно и опасно. Но в чем героизм? Человек просто развлекается сам и других развлекает. По сути - аниматор для взрослых. Опытный нейрохирург, например - это настоящий мужчина, МЧСники - туда же.
02.05.2024, 13:24

Артур Королев

Спасибо, что прочитали) Для нас это хобби. Ни в материале, не в комментариях мы не указывали, что это героизм. Для нас это объединения людей, которым нравятся горы. Которым нравится наша страна.
02.05.2024, 15:24

Артур, вы такой позитивный ответ написали, мне теперь даже неудобно за мою критику.))) понятно теперь почему вас так хвалят.
02.05.2024, 11:07

Рекламный материал? Уж оч много хвалебных речей. Ну поднялись, спустились. Ничего шедеврального.
03.05.2024, 14:19

Артур Королев

На самом деле каждый, кто оказывался в горах возвращался от туда с эмоциями на всю жизнь. Для кого-то подобное путешествие было ярче, чем поездка на море и пляжный отдых.
03.05.2024, 14:22

Елизавета

Да, практически все поднялись и абсолютно все спустились, живые и здоровые. Но немного другие, чуть более счастливые. Не всем нужны горы, но если вдруг позовут, то с этими ребятами хоть на Эверест.
03.05.2024, 14:32

Лилия

Если в горы, то только с ними. ❤️ В итоге вы оказываетесь на вершине, а ещё самым важным вы получаете огромную команду единомышленников. И да, у них чутьё на классных людей. Здесь все такие. Гиды чудесные! Эльбрус 2022.
03.05.2024, 21:23

Тимур Алимов

Артур, а вас сопровождает медик в команде?
04.05.2024, 00:20

Артур Королев

Медик есть в составе больших групп. У нас есть чек-лист по здоровью с профессиональным тренером перед восхождением. Обязательная отметка в МЧС перед восхождением. Команда проходит обучение первой помощи.
04.05.2024, 08:25

Наталья

Вот правда говорят, увидев горы, влюбляешься в них раз и навсегда. В прошлом году впервые была в Приэльбрусье, забиралась на канатке на отметку 3800, ходила к девичьим косам, дышала этим невероятным воздухом и наслаждалась каждым моментом. Прошел год, но душа просит повторить тот опыт))